ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
О Посте / Статьи и вопросы о посте

Пост во времена Ветхого Завета

Пост во времена Ветхого Завета


Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения человека к Богу и символизиру-ет раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает чело-веку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочести-вого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс. XXXIV, 13; LXVIII, 11; CVIII, 24).

Многие Отцы Церкви - и особенно Василий Великий - утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога за-поведи не есть от дерева познания добра и зла (Быт. II, 17). Василий Великий пишет по этому поводу:
"Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не но-вое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью поч-тенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. II, 17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания".

Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления (Лев. XVI, 29-30; XXIII, 27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах.

После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. XXXII), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. XXIV-XXV; 2 Пар. XXXVI; Иер. LII, 4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. XXXVI, 19; Зах. VII, 3) и других.

Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина (Суд. XX, 26). Израиль-тяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула (2 Цар. XXXI, 13). Да-вид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновней (2 Цар. I, 11-12).

В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (XXXIV, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар. XIX, 8-12).

Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. X, 2-3). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона III, 5). Так они избежали грядущей катастрофы. Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью по-ста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.

Обратитесь ко Мне, - заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, - всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одеж-ды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему... Вострубите трубою на Сио-не, назначьте пост и объявите торжественное собрание..." (Иоиль II, 12-15).

Пророк Исаия предупреждает об опасности формального поста и перечис-ляет признаки поста истинного, поста, который приятен Богу и может очистить грехи:
Пост и субботу [Так в греческом и церковнославянском тексте (прим. пер.).], и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их... Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; нау-читесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... (Ис. I, 13-17). И в другом месте:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы яр-ма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с го-лодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом... Тогда ты воззовешь, и Господь услышит... И будет Господь вождем твоим всегда (Ис. LVIII 6-11).

Пост во времена Ветхого Завета
Ветхозаветный пост



Похожие статьи

Можно ли это есть


Говорят, что пиво начали варить монахи, чтобы употреблять его во время поста. Правда ли, что разрешено во время поста пиво?

— Культура пивоварения очень древняя. Пиво было известно человечеству еще во II Читать дальше...

О пользе поста


В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждала, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями религии. Прежде всего, дознано, что образованные классы общества употребляют в Читать дальше...

Есть и еще одна сторона у поста


Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует Читать дальше...