ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
О Посте / Статьи и вопросы о посте

Пост в жизни Церкви

Пост в жизни Церкви


Пост - установление, занимающее такое значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни христиан. Христиане восприняли от иудейской среды, в которой появилась и начала развивать-ся Церковь, пост как установление, но не законные предписания и различные заповеди человеческие (Мф. XV, 9), регулирующие иудейские посты.

Безошибочным критерием для первых учеников было учение о посте начальника веры Иисуса Христа. А осью, вокруг которой начали формироваться церковные посты - цель, время, образ христианских постов - были основные этапы земной жизни Христа Спасителя: Его Страсти и славное Воскресение.

Первым постом, появившимся у христиан, был пост перед Пасхой. В то же время вместо поста в понедельник и четверг, соблюдаемого фарисеями, назначаются два других постных дня: среда и пятница. Эти дни также изна-чально связывались со значительными событиями земной жизни Господа и очень строго соблюдались христианами. Пост продолжался в течение всего дня.

Изменение времени христианских постов с самого начала связано и с новым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и соблюдался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость.

Из различных исторических свидетельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянием. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся В девятом часу после восхода солнца. В исключительных случаях пост продолжался два или три дня (т. н. трехдневный пост). Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресения.

С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особенно монахами и подвижниками. К тому же аскетический дух монахов вдохновлял и на удлинение поста. Однако с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными продуктами как скверными, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждаемых такой пищей. Итак, по мере своего развития пост стал разделяться на:

а) полное неядение;
б) сухоядение;
в) воздержание от определенной пищи.

Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора (созванного в 364 г.), христиане "должны во всю Четыредесятницу поститься сухоядением". Однако часто в действительности сухоядение ограничивалось средой и пятницей.

Пост, так же как и прочие церковные установления, испытал на себе значительное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способствовали развитию подвижнического духи среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдавши вся монахами в монастырях, начали проникать в мир. По этому поводу следует отметить, что еще в XII веке ни продолжительность постов, ни их уставы еще не были окончательно определены. Различные правила Вселенских и Поместных соборов, касающиеся вопроса о посте, позволяют нам проследить развитие постных правил, почувствовать, чем руководствовалась Церковь, определяя правила о постах, и увидеть значение поста в церковном сознании.

53 Апостольское правило осуждает клириков, которые не едят мяса и не пьют вина по праздникам "гнушаясь, а не ради подвига воздержания". Из этого правила, как и из 2 правила Гангрского собора (ок. 350 г.), которое также касается вопроса о вкушении мяса, видно, что этими постановлениями церковь боролась с появившимися в ту эпоху тенденциями к чрезмерному подвижничеству, доходившему до объявления некоторых продуктов "скверными" и "нечистыми".

В 56 правиле Трулльского Собора (691 г.) к скоромной пище отнесены яйца и сыр, которые получают от "закалаемых" и "убойных" животных, мясо которых христиане не едят во время Великой Четыредесятницы.

Соблюдение различных постов постепенно приобрело обязательный характер для всех христиан. 69 Апостольское правило делает исключение для тех, кто не может поститься по причине "телесной немощи". Святой Тимофей, епископ Александрийский, в своих канонических ответах (ответ 8) причисляет к больным также рожениц.

С самого начала пост неразрывно был связан с молитвой. И, в соответствии с учением Апостола Павла (I Кор. VII, 5), время, посвященное посту и молитве, и предполагает одновременное супружеское воздержание. 52 правило Лаодикийского Поместного Собора (ок. 375 г.) недвусмысленно запрещает совершать браки в течение Великой Четыредесятницы. [В канонических книгах, употребляемых в Русской Церкви, из многодневных постов супружеское воз-держание прямо предписывается только Великим постом (см. Номоканон при Большом Требнике).]

Особое место в церковных правилах занимает вопрос о выпавших на постные периоды субботах и воскресеньях. Воскресенье изначально рассматривалось как день радости. Он был исключительным днем, днем Господним, когда христиане вспоминали Воскресение Христово. Но и суббота - день, когда Бог почил от дел творения - заняла в христианском сознании особое по сравнению с другими днями недели место. Поэтому когда эти два дня приходились на многодневные посты, разрешалось вкушение растительного масла и вина. А если выразиться точнее, то не просто разрешалось, но даже предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней.

66 Апостольское правило предусматривает извержение из сана клириков и отлучнеие для мирян, постящихся в воскресенье или субботу. Тот же вопрос затрагивает и 55 правило Трулльского Собора и 18 правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого общего правила составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста.

Пост в жизни Церкви
Церковный пост



Похожие статьи

Иисус Христос и пост


Прежде чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут считаться образцами постников. Одна из них - пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного младенца Читать дальше...

Как поститься детям


Как поститься детям?

— Строгость детского поста устанавливают родители, но не нужно быть слишком строгими. Ребенок должен сознательно принимать пост, а не видеть в нем только запрещение или, еще хуже, наказание.

Нужно, чтобы Читать дальше...

Большая часть православного календарного года составляют постные дни, поэтому для большенства верующих, пост - неотъемлемая часть их жизни. Ниже вы можете скачать Православный календарь постов на каждый день 2017 года, и найти рекомендации и советы о том как правильно проводить Читать дальше...