ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
О Посте / Для начинающих поститься

Смысл и цель поста

С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры.

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя бы заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить — сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу.

Тут главное — правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца ваша объядением и пианством (Л к. 21, 34), Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».

Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника...» (преподобный авва Дорофей).



Похожие статьи

kak-ne-navredit-zdoroviyu-postom

Великий пост повод очиститься не только духовно, но и физически. Однако не стоит забывать, что весна – время перестройки организма на «летнее время», пора авитаминоза и снижения иммунитета. Чтобы не навредить своему здоровью во время многодневного поста Читать дальше...

Соблюдение поста – процесс сложный и многогранный, требующий серьезной подготовки: нужно и продуктами на зиму запастись, и о собственной душе успеть подумать.

Конечно, начинать готовиться к длительному воздержанию лучше с лета – времени, когда мы активно делаем закрутки, замораживаем овощи и Читать дальше...

pravila-sobludeniya-postov

В гостях у тех, кто не постится…

Один из деликатных вопросов, который интересует многих, кто твёрдо решил встать на путь очищения и соблюдать посты. Как вести себя, если вы приглашены в гости к людям неверующим, которые в Читать дальше...