ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
О Посте / Святые о посте

Священномученик Дионисий Александрийский

Священномученик Дионисий Александрийский


В послании ко мне, вернейший и разумнейший сын мой, ты спрашиваешь, в какой час следует оставлять пост при наступлении пасхальнаго разрешения от поста. Некотрые из братьев утверждают, как ты говоришь, что следует делать это во время пения петуха, а другие, что следует с вечера. Находящиеся в Риме братья, как говорят, ожидают (пения) петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. А ты желаешь установить точное время и вполне определенный час; но это и не легко и не безопасно. Что после времени воскресения Господа нашего следует начинать празднование и радование, смиряя до того времени души свои постом, с этим легко согласятся все. Но в послании своем ко мне ты весьма здраво и с надлежащим пониманием божественных евангелий показал, что в них не оказывается ничего определеннаго о часе воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в различныя времена и все сказали, что они нашли Господа уже воскресшим, и поздно в субботу, как сказал Матфей (28, 1), и заутра, еще сущей тме, как пишет Іоанн (20, 1), и зело рано, как говорит Лука (24, 1), и зело заутра возсиявшу солнцу, как пишет Марк (16, 2). Но когда Он воскрес, ясно никто не показал. Все совершенно согласны с тем, что поздно в субботу, свитающи во едину от суббот, пришедшие ко гробу уже не нашли Его лежащим во гробе. И не будем предполагать, что евангелисты разногласят или противоречат друг другу. Хотя, по-видимому, может возникнуть небольшое разногласие по вопросу о том, не различно ли говорят евангелисты о часе (воскресения), все согласуясь в том, что в эту ночь возсиял свет мира Господь наш, но мы постараемся благоговейно и с верою примирить сказанное ими. Слова Матфея читаются так: поздно в субботу свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень, сшед с небесе, приступль отвали камень (от двери гроба) и седяше на нем. Бе же зрак его, яко молния, и одеяние его бело, яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви. Отвещав же ангел рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Іисуса распятаго ищете. Несть зде, воста бо, яко же рече (Матф. 28, 1-6). Иные подумают, что выражение поздно по общему употреблению этого слова обозначает вечер субботы; но выслушивающие (слова евангелиста) с большею разсудительностью скажут, что (здесь разумеется) не это, а глубокая ночь, так как слово поздно заключает в себе указание на медленность и продолжительное время. И так как он говорит здесь о ночи, а не о вечере, то и прибавил слова: свитающи во едину от суббот. И оне пришли еще не с ароматами, как говорят прочие, но видети гроб, и нашли, что произошло землетрясение, и что ангел сидит на камне, и услышали от ангела: несть зде, воста. Подобным же образом (повествует) Іоанн: во едину от суббот, говорит он, Мария Мадалина прииде заутра еще сущей тме на гроб и виде камень взят от гроба (Іоан. 20, 1). Согласно с этим, она пришла ко гробу еще сущей тме, но уже к утру. Лука же говорит: в субботу убо умолчаша по заповеди; во едину же от суббот, зело рано приидоша на гроб, носящя, яже уготоваша ароматы; обретоша же камень отвален от гроба (Лук. 23, 56; 24, 1-2). Глубокое утро, может быть, обозначает начинающийся свет утренней зари единой от суббот; итак, когда суббота вполне уже прошла со всею следующею за ней ночью и начинался другой день, пришли носящия с собою ароматы и миро. Отсюда ясно, что Он воскрес задолго пред сим. Согласно с этим и Марк говорит: купиша ароматы да пришедшя помажут Іисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Марк. 16, 1-2). И он сказал: зело заутра, а слова эти значат то же, что и выражение: зело рано, и прибавил: возсиявшу солнцу. Выход и путешествие их, очевидно, начались еще зело рано и зело заутра. Но в путешествии и в пребывании у гроба оне провели время до восхода солнца, и тогда то сказал им юноша в белом одеянии: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Если это так, то людям, требующим точнаго решения, в который час или в которую половину часа или четверть часа следует начинать радование о воскресении из мертвых Господа нашего, мы отвечаеим: тех, которые слишком спешат и оставляют пост хотя незадолго до полуночи, мы не одобряем, как невнимательных невоздержных людей, оставляющих поприще несколько преждевременно, ибо, как говорит мудрец: не мало (составляется) в жизни из малаго. А тех, которые хотят быть последними (в прекращении поста), выдерживают более всех и терпят до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим (Матф. 14, 25), мы одобряем, как мужественных и трудолюбивых. Что же касается тех, которые оставляют пост в средине между ними сообразно со своим расположением или силами, то мы не желаем чрезмерно отягощать их. Ибо не все рaвно и однообразно проводят и шесть дней поста; но одни пребывают без пищи в строгом посте все шесть дней, другие же два, иные три, иные четыре, иные ни одного. Потрудившимся в полном воздержании, потом утомившимся и едва не лишившимся всех сил извинительно вкусить скорее. Если же некоторые, не только не налагавшие на себя строгаго поста, но и вовсе не постившиеся или даже роскошествовавшие в первые четыре дня, потом, дойдя до последних двух дней и наложив на себя строгий пост только на эти два дня, пятницу и субботу, полагагот, что они сделают нечто великое и славное, когда пробудут (в посте) до зари, то я не думаю, что они совершили подвиг, равный подвигу тех, которые подвизались в посте более значительное число дней. Такой совет об этом предмете написал я по своему разумению.

Священномученик Дионисий Александрийский
Из послания к Василиду о великой субботе и о том, когда следует оставлять пост



Похожие статьи

Святитель Феофан Затворник


Как много толков о посте, как восстают на него и говорят: "Почему же пост - и такой строгий, - когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит, но исходящее из сердца (Мф. 15, 11), Читать дальше...

Священномученик Серафим Чичагов


Возможно ли покаяние без поста? По мнению многих людей, покаяние не только возможно без поста, но должно быть в сердце человеческом независимо от принимаемой пищи, ибо между покаянием и постом нет ничего общего; пост влияет на Читать дальше...

Святитель Иннокентий Херсонский


Для душевной пользы и вместе с тем для назидания и утешения духовного, небесполезно нам обратить внимание на Беседу 57 вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста, который в толковании на Евангелие от Матфея так распростирает златое свое Читать дальше...