ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
О Посте / Проповеди

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Остапенко

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Остапенко


Ежегодно по апостольской традиции Святая Церковь вступает в дни Великого Поста - Святой Четыредесятницы. В течении трёх недель Церковь готовит нас к великопостному труду. В храмах Божиих в эти дни читаются замечательные притчи Господа, показующие нам высокую благодать смирения и пагубность гордыни и тщеславия.

Св. Церковь перед началом Великого поста, призывает всех к примирению, даже ожесточённо враждующих зовёт к миру и любви. Для этого Церковь предлагает прекрасную возможность. Она широко известна в народе, но для многих не до конца понятен ее подлинный смысл. Это - сыропустная седмица, или масленица. В дни масленицы, мы призваны не к разгулу и пьянству, а к тому, чтобы посетить всех наших родных, близких и знакомых, и испросить у всех прощения. Без взаимного прощения невозможно начать великое дело очищения своей души от греховной порчи. Завершается масленица Прощеным Воскресением. Это один из самых проникновенных и любимых для верующих дней в церковном календаре.

Установление поста - Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о посте. Она была необходимой для наших Прародителей, и дана людям ещё в раю, до грехопадения. Тем нужнее она для нас после отпадения от Бога. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии, освящена и заповедана Святыми Апостолами в Православной Церкви. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу. Он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. "Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством". (Лк. 21:34). В этих словах Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос указал нам на последствия от излишнего употребления пищи и пития, последствия страшные и душегубительные. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце, ум лишается своей лёгкости и духовности, человек делается плотским.

Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвождён к земле, земному. "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть", (Быт.6:3) - засвидетельствовал Сам Бог. Плотской человек не способен к Богопочитанию, "и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего". (Втор. 32, 15). В такое печальное состояние приходит человек, когда исключит из своей жизни подвиг поста. Дебелость и мгла от обилия и неразборчивости в пище мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи - сердце и ум, притупляются, Вечность скрывается от них, земная жизнь представляется для повреждённого и болезненного духовного зрения бесконечной. Земное странствование направляется соответственно понятиям и чувствованиям человека, и злосчастный и слепотствующий странник вместе с отверженным "древним" змеем на чреве ходит, и землю (прах) ест все дни жизни своей. "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". (Быт. 3, 14). Нарушение, не соблюдение поста угрожает человеку отпадением от Христа. Заповедь о посте даже в раю сохраняла Первозданного человека, Адама, состоящего из двух естеств, телесного и духовного, в духовном состоянии. Тем нужнее заповедь о посте нам, отпадшим от Бога людям. Пристрастие к земному праху, к кратковременной жизни, к её сладострастиям и порокам, к её великому и славному, сама наклонность ко греху и злу сделались свойственными нашему падшему человеческому естеству. Этот недуг греха и порока проникает в плоть человека и человечества. Семейные раздоры и конфликты на работе, гордыня и желание славы, неприятие чужих достоинств и злое осуждение, нетерпимость к иному мнению, межрелигиозные противостояния, межнациональная рознь, всё это дела плотского человека, не знающего Бога и Его Заповеди о истинном посте. Мы пригвождены к земле, праху земному, прилеплены к ней всей душой, а не только телом, сделались совершенно плотскими, лишены духовного ощущения и зрения, не способны к помышлениям небесным. Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли! Только при помощи поста мы можем противостоять увлекательной силе земных наслаждений, а отсюда всякого рода вражде и злобе! Если все предметы вещественного мира, освещенные лучами солнца, сияют его сиянием, то как не просветиться нашему духу, когда он, свергнув, при помощи поста, грубую завесу плотяности, предстанет непосредственно Солнцу Правды - Богу?

Дух просвещается! Духовные воины, православные христиане, свято содержащие заповедь Христову о посте, одерживают победу над плотью. Но даже победив, "внемлите себе". Надо тщательно хранить при себе оружие, которым добыта победа! А победа обретается и сохраняется одним и тем же оружием - постом. Святые Отцы Церкви Христовой нарекли пост основанием всех добродетелей. Постом сохраняется в чистоте и трезвенности наш ум и наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, отвергая пост, колеблет и всё здание, всю истинность Христовой истины.

Дорогие мои братья и сестры! Поздравляю всех вас с началом Великого Поста! Будем совершать святой пост с усердием и тщанием. Помните, лишения, которым по видимому подвергается наше тело по уставу поста, ничтожны пред душевною пользою, которую способен принести пост. Отрешим посредством поста наши тела от роскошной и тучной трапезы, а сердце от земли и тления, от той глубокой и пагубной забывчивости, которой мы отделяем себя от предстоящей нам и готовой объять нас Вечности. Божие благословение да пребывает с вами!

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Остапенко
Слово Архиепископа Зосимы о Великом Посте



Похожие статьи

Митрополит Каллист Уэр


Если кто-нибудь захочет воспроизвести или повторить тексты общественных служб Англиканской церкви, тогда (по крайней мере, в теории) ему потребовались бы лишь две книги - Библия и Книга общей молитвы (или Альтернативная богослужебная книга). Точно так же Читать дальше...

Игумен Силуан Туманов


В Церкви всё время так - трудно говорить о чем-то одном, не принимая во внимание другое.

Нельзя понять, почему второе воскресенье Великого поста посвящено не прославлению св. Марии Египетской (это произойдет позже), или другому уместному Читать дальше...

Святейший Патриарх Сербский Павел


Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»

ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений Читать дальше...