ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
Православные посты / Великий Пост / Приготовление к Великому посту

На что пост?

На что пост?


Вступаем в святой Великий пост! Первые христиане имел глубокое уважение к сему святому посту. Во все его продолжение они употребляли пищу только постную, и только в таком малом количестве, без которого нельзя поддержать телесной жизни и телесных сил, нужных для дел святых. Но это уважение к святому посту в последующее время, местами мало-по-малу, начало ослабевать, и в некоторых христианах ослабело до того, что святая Церковь принуждена была на 6-м Вселенском Соборе постановить всеобщее обязательное правило следующее: "Уведехом, яко в Арменскей Церкви и в иных местах в Субботы и Воскресные дни святыя Четыредесятницы некоторые ядят сыр и яйца. Того ради за благо признано, да Церковь Божия по всей вселенней, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, якоже от всякого закалаемого, такожде от яиц и сыра... Аще же сего не будут соблюдать: то клирики да будут низвержены, а миряне да будут отлучены (Прав. 56)".

Почему первые христиане так много уважали святой пост? и почему святая Церковь впоследствии времени сделала такое строгое постановление против нарушителей святого поста? - Потому что святая Церковь, как и сам Господь Бог сильно желает доставить спасение всем нам; а святый пост для всех, действительно и истинно желающих и старающихся спасти свою душу, с одной стороны - великий учитель, а с другой - великий помощник.

Святой пост великий учитель. Кто истинно желает и старается спасти свою душу, тому святой пост, во первых, очень скоро и ясно показывает, что для сохранения телесного здоровья нужно весьма немногое; что для здоровья не только не нужны, но часто весьма вредны все искусственные пития, все сласти и лакомства, все с особливым искусством и вкусом составляемые кушанья, шумные увеселения и щегольская одежда, и что здоровье зависит отнюдь не от лакомой и вкусной, а от простой и умеренной пищи, от пития безискуственного и от одежды не дорогой, а достаточно теплой, твердой и чистой... Святой пост всякому человеку, истинно желающему своего спасения, очень скоро показывает, во вторых, все его важнейшие грехи, - все, к чему особенно крепко прилипло его сердце, все, что нудит его к различным преступлениям и удаляет от истинной жизни и истинного блаженства...

Святой пост весьма сильно способствует успехам в спасении всякому желающему спасти свою душу.

Святой пост, не дозволяя телу излишней пищи и искусственного пития, а доставляя ему пищу умеренную и питие простейшее, сильно способствует человеку к покорению всех греховных вожделений плоти. Ибо, отнимая у плоти всю излишнюю пищу и излишнее питие, святой пост отнимает у ней все, что доставляет ей силы для буйной и богопротивной жизни; а и самые крепкие города, самые не преступные крепости сдаются, когда лишают их жизненного продовольствия.

Святой пост делает нас способными к молитве и к размышлению о Боге и о божественном. Кто постится, тот, как говорит святой Златоуст, с бодрым духом молится. Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ея, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о горнем...

Вообще пост, есть весьма сильное средство приготовление ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди всегда и везде. Все Святые весьма строго постились сами и все единодушно советовали постится другим. Все особенно великие мужи, употребленные Богом для исправления в разные времена человеческого рода, были приготовлены к их служению постом. Так свидетельствует история о Пророке Моисее, о Пророке Илии, об Иоанне Крестителе. Даже Сам Иисус Христос, вступая в служение роду человеческому, постился сорок дней и ночей (Матф. 4, 2).

В наше время некоторые из христиан, не смотря на все это говорят: "На что пост? Мы бываем гораздо лучше, когда не постимся. В мясоед мы и сами довольны, и наши домашние покойны, и дела у нас идут успешнее. Не в пост и Божию службу мы слушаем внимательнее, и молимся усерднее, и к другим бываем благорасположенные. От поста ничего нет лучшего: ни лучшей мысли, ни лучшего желания или расположения. Пост не доставляет ревности к спасению, а доставляет какую-то вялость, скуку и досаду". Так некоторые говорят, и говорят, в отношении к себе, совершенную истину, потому что говорят именно то, что действительно чувствуют.

Но что это за христиане, которые так говорят? Есть ли у них истинное желание и старание спасти свою душу? Именно, есть ли у них и старание распять свою плоть со страстями и похотьми, как требует св. Апостол? (Галат. 5, 24). - Нет! - Все говорящие такие слова ни мало не думают о распятии своей плоти, или истреблении в себе ее страстей и вожделений. Только удовлетворение страстям и вожделениям своей плоти доставляет им всю радость, все довольство и спокойствие. Во время же святого поста плоть их остается без удовлетворения; посему очень естественно, что они тогда мрачны, беспокойны, ничем недовольны, сердиты и ленивы. О спасении же своей души они или совершенно не думают, или думают, но без должной решимости взяться за средства, способствующие к спасению душ. Истиной молитвы у них нет никогда. Ибо будут ли они сердечно молится Богу и размышлять о Боге и о божественном, когда у них Бог их чрево? (Филип. 3, 19). - Не будут! Идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, сказал Господь (Матф. 6, 21). Ежели они иногда молятся, то молятся только о том, что может удовлетворять прихотям их чрева.

Итак, братия, будем усердными исполнителями материнского установления св. Церкви! Все будем постится по ее установлениям! В ее установлениях нет ничего, кроме сильно споспешествующего нашему спасению. Кто не хочет покориться распоряжению матери, тот пусть убедится в нужде хранить св. пост по крайней мере тем, что так давно говорит опыт, именно: чем меньше какие-либо христиане держаться введенных для нашего спасения уставов св. Церкви, тем они делаются хуже: меньше ходят к Божиим службам и теряют расположение к ним, теряют правильное сведение о Боге; с потерей правильного сведения о Боге теряют страх Божий, а с страхом Божиим теряют всякую заботу о своем спасении. Таковые люди в обществе христиан всегда бывают большой соблазн, большая зараза. Господь Бог да сохранит всех нас от подражания таковым людям, да поставит на истинный путь спасения и укрепит на нем! Аминь.

На что пост?
Григорий Митрополит Новгородский



Похожие статьи

Перед нашими мысленными очами предстает страшная картина.

После того, как Пилат осудил Христа Спасителя на распятие, воины взяли Иисуса и, возложив на Него крест, повели на Голгофу....

Христос безропотно несет крест. Ему помогает в этом Симон Киринейский. Читать дальше...

Как мы слабы, слушатели: один день постились и уже ослабели. Вот что значит наша непривычка поститься, вот что значит привычка наша к неумеренному потреблению пищи и пития. Если б в продолжение года мы пили и ели поумереннее, то нам Читать дальше...

Слово на литургии преждеосвященных даров в пяток недели 1-й Великого поста


Когда израильтянам, во время странствования их в пустыне Синайской, ниспослана была в первый раз с неба манна, то они, не видав никогда подобного зрелища, в недоумении вопрошали друг Читать дальше...