ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
Христос
Православные посты / Великий Пост / Беседы о Великом посте

Лазарева суббота

Лазарева суббота


Незадолго до Своих крестных страданий Господь осуществил одно из самых удивительных чудес. Находясь по ту сторону Иордана, Господь услышал грустную весть о тяжелой болезни Своего друга Лазаря, родного брата Марфы и Марии. Господь любил эту семью и глубоко опечалился от этой вести.

Вот как описывает это событие евангелист Иоанн Богослов: «Когда же услышал, что он (то есть Лазарь) болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. [...] Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11, 6-7, 14—15).

Придя, Иисус узнал, что Лазарь уже четыре дня в гробе. Тогда Господь велел отвалить камень, которым был заваленный вход к пещерной могиле, и, подняв глаза к небу и отдав хвалу Богу, громко сказал: «Лазарь! иди вон!» И вышел умерший, окутанный пеленами погребальными. «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин. 11, 45—46).

Святой евангелист Иоанн Богослов указывает на цель, с которой Господь воскрешает праведного Лазаря. О ней Иисус Христос говорит, обращаясь к своим ученикам: «Дабы вы уверовали» (Ин. 11, 15).

Осталось совсем мало времени до страданий, унижения и смерти Спасителя. И поэтому представление силы Божией в чудесном воскресении Лазаря, как и славное Преображения на горе Фавор, было призвано помочь ученикам сберечь веру во время страшных дней страданий Господних, которые уже приближались. Став свидетелями этого чуда, апостолы должны были постичь, что восхождение Сына Божиего на Голгофу, Его муки и смерть были добровольными.

Воскресение Лазаря — один из самых сильных и волнующих моментов Евангельской истории. Кажется, что еще нужно, чтоб уверовать в Божественное всемогущество Христа Спасителя, Который вернул к жизни покойника, с явными, видимыми для всех, признаками распада его физического тела?!

А реакция очевидцев чуда воистину странная: некоторые уверовали, как свидетельствует евангелист Иоанн, но другие «пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин. 11. 46).

Этот евангельский текст, опять возвращает нас к размышлениям о том, что же такое вера. Почему одни верят, а другие — нет? Почему те, что стояли у входа в пещеру, где был похоронен Лазарь, и видели чудо его воскресения, разделились между собой на верующих и неверующих?

Тяжело ответить на эти вопросы. Вера — это дар Божий, и подается он всем людям без исключения. Но одни могут его воспринять, а другие нет. Возникает закономерный вопрос: почему? Ответ простой: потому что существуют определенные моральные условия восприятия человеком веры в Бога.

Конечно, было бы большой ошибкой считать, что только благодетельные люди имеют особенную духовную способность к вере. Уверовать может и великий грешник, если только он способен прислушиваться к голосу своей совести. И тогда, подобно мытарю из притчи Господней, он видит свои грехи и кается в них, не ища самооправдания.

При земной жизни Спасителя не все поверили в воскресение Лазаря. Не все верят этому великому чуду и сегодня. Материалистическому сознанию очень тяжело воспринять мысль о том, что с нашей физической смертью человеческая личность не становится добычей небытия и тления, что путь нашей жизни не заканчивается сырой могилой, на которой, по высказыванию тургеневского Базарова, вырастает лопух.

Вера в общее воскресение, которую дарит нам Христос Спаситель, делает поступки каждого из нас достижением вечности. Добро, которое мы делаем, не исчезает, так же, правда, как не исчезает никуда и то зло, которое мы делаем ближнему.

Принимая веру в бессмертие души, в жизнь после смерти физического тела и в общее воскресение, человек принимает и то, что каждое его слово, каждое его дело пойдут с ним вместе в вечность.

Вера в общее воскресение помогает нам оставаться людьми, сохранять и приумножать лучшие способности нашей души, спешить делать добрые дела и искупать злые, преображать и одухотворять себя и окружающий мир.

Лазарева суббота
Блаженнейший митрополит Владимир



Похожие статьи

О Великой субботе


Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и следующих тропарей:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же Читать дальше...

Великий Понедельник


Дни Великой седмицы издревле посвящены Православной Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. С Великого Понедельника Церковь прославляет "честные страдания Господа, которые, яко же светила совершенна, воссиявают миру. Христос грядет страдать благостью, вся содержа дланию, изволяет Читать дальше...

Перед нашими мысленными очами предстает страшная картина.

После того, как Пилат осудил Христа Спасителя на распятие, воины взяли Иисуса и, возложив на Него крест, повели на Голгофу....

Христос безропотно несет крест. Ему помогает в этом Симон Киринейский. Читать дальше...