|
|||||||
Древность Четыредесятницы
Древность ЧетыредесятницыСорокадневный пост, по подражанию Господу, установлен Церковью при Апостолах, как видно из 69 правила их, повеливающего поститься в св. Четыредесятницу пред Пасхою. Кроме того, об Апостольком установлении св. Четыредесятницы свидетельствуют писатели древней, первенствующей Церкви, или прямо указуя на хранение великаго поста, по преданию Апостольскому, наприм. Блаженный Иероним, Кирилл Александрийский и другие писатели 4 века; или говоря о хранении этого поста всею первенствующею, Апостольскою Церковью, как то: Игнатий Богоносец, писатель 1 века, Виктор, епископ римский 2 века, Дионисий Александрийский и Ориген 3 века и многие другие. Из свидетельства древних писателей Церкви открывается вместе и то, что св. Четыредесятница, установленная Апостолами и хранимая уже всеми православными христианами в первые три века христианства, продолжается от самого начала своего доселе четыредесят дней. О четыредесятидневном продолжении Четыредесятницы во все времена христианства свидетельствуют, кроме 69 правила Апостольского, правила и писатели Церкви следующаго времени, напр. 5 правило первого Вселенскаго Собора, и поучения святых пастырей и учителей Церкви 4 века - святого Кирилла Иерусалимскаго, Григория Богослова, Амвросия Медиоланскаго, Златоустаго, Августина и многих других, произнесенныя ими во дни Четыредесятницы. В сих поучениях она представляется в христианском мире постом сорокадневным; и это продолжение ея в древние времена у православных христиан считалось Апостольким и законным. Святые отцы объясняют и то, почему именно Господь узаконил нам поститься именно сорок дней. Святой Кирилл Иерусалимский в огласительном слове своем говорит о святой Четыредесятнице: "столько лет провел ты в напрасных трудах для мира, и 40 ли дней не посвятишь молитве на пользу души своей? Тебе довольно на это времени: 40 дней имеешь для покаяния". "Для чего мы постимся 40 дней?" спрашивает святой Златоуст и отвечает: "многие прежде приступали к тайнам просто, и как случалось, особенно же приступали в то время, когда Христос установил таинство причащения. Отцы, видя вред, проискодящий от такой небрежности, собравшись, назначили 40 дней для поста, молитвы, слушания поучений, для собраний, чтобы все мы, тщательно очистившись в сии дни молитвою, милостынею, постом, бдениями, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами, могли после по силе своей с чистой совестью приступить к причащению". "Почему заповедано поститься сорок дней, спрашивает святой Амвросий Медиоланский? Известно, что во время Ноя, для погибели развращеннаго народа, из разверстых хлябий небесных лил дождь в продолжении сорока дней: в подражание сему и Господь дал нам Четыредесятницу, дабы в продолжении сего числа дней лился на нас из отверстых небес дождь милосердия, для истребления наших неправд и утверждения нас в добродетели. Далее известно, что народ Израильский питался в пустыне манною в продолжении сорока лет. Так благотворно это число, что оно отверзло небо, спасло праведнаго Ноя и пропитало сынов Израилевых. Посему соблюдаем и мы Четыредесятницу, дабы и для нас отверзлись небеса, и нас оросила духовная благодать и укрепила манна духовных таинств". Блаженный Августин говорит: "священнейшую Четыредесятницу в ожидании Пасхи с особенной набожностию совершает весь мир. Сии святые дни Четыредесятницы должны мы, братие, проводить со всем благоговением и не страшиться ея продолжения; чем более дней поста, чем лучше врачевство, чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Бог - Врач душ наших - установил удобнейшее время для благочестивых к славословию, для грешников к молению, для одних искать покоя, для других испрашивать прощение. Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивления. Свято и спасительно поприще Четыредесятницы, которым грешник приводится чрез покаяние к милосердию Божию, а благочестивый к покою. Во дни ея преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется и благочестие награждается. Отверсто все, и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления. Спасительно и таинственно число Четыредесятницы. Древле, когда нечестие людей распространилось по лицу земли, Бог в продолжении 40 дней лил с неба дождь, и потоп покрыл всю землю. И как тогда шел дождь для очищения мира 40 дней, так и ныне милосердие Божие назначило для очищения человека 40 дней". Храня святую Четыредесятницу, Православная Церковь, по выражению ея писателей, приносит Богу, как бы десятину от дней года. "Изследуем, говорит св. Григорий Двоеслов: для чего должно поститься в продолжении четыредесяти дней? Известно, что Моисей и Илия, первый пред получением закона, а второй в пустыне, постились по сорока дней; да и Сам Спаситель наш, снисшед на землю, благоволил поститься сорок дней: посему и мы должны по возможности изнурять плоть свою также в продолжении сорока дней. Причиною же того, почему именно сорок дней должно поститься, есть то, что десять заповедей мы можем выполнить только тогда, когда жизнь наша будет совершенно сообразна Евангельскому учению, которое заключается в четырех книгах (а десять, помноженное на четыри, составляет сорок); или потому мы должны обуздывать плоть свою сорокадневным постом, что похоти плоти нашей, которая состоит из четырех стихий, заставляют нас нарушать заповеди Божии, кои все заключены в десятословии; или, наконец, потому нам заповедана Четыредесятница, что от настоящаго дня до дня св. Пасхи считается шесть недель [1], кои состоят из сорока двух дней: но если из числа сих дней исключить шесть дней воскресных, в которые не бывает поста, то останется постных дней только тридцать шесть; а так как круглый год состоит трех сот шестидесяти пяти дней, то, изнуряя плоть свою тридцать шесть дней, мы чрез то как бы десятину года посвящаем Богу, так что, употребляя весь год на житейские дела, во время десятой части онаго приносим себя в жертву Богу. Посему, как из имения по закону мы должны посвящать Богу десятую часть, так из времени старайтесь посвящать Ему также десятую часть, в продолжении коей вы должны, сколько возможно, умерщвлять плоть свою со страстьми и похотьми, да будете, по слову Апостола Павла, жертвою живою Богу". 1.Здесь исключается седмица страcтей Христовых, по счислению западных. Древность Четыредесятницы Протоиерей Г. С. Дебольский Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г. Похожие статьи
|